Читаем.

Прочтите детям о войне


Книги о Великой Отечественной войне — трудное чтение, необходимое для понимания нашей истории, для связи поколений.
Портал «Библиогид» Российской государственной детской библиотеки отобрал несколько пронзительно правдивых и лирических по своему настроению книг, написанных теми, кто пережил войну в детстве, и теми, кто в самом юном возрасте воевал против фашизма.


Леонид Сергеев "Солнечная сторона улицы"
 «Я любил катать железное колесо <…>. Любил грызть сосульки <…>. Любил пыльные чердаки с соломинками солнца <…>. И любил подавать инструмент кузнецу дяде Вите, когда он работал. И очень любил свою маму… Но больше всего я любил отца».
Мальчика, от имени которого рассказывается о довоенном и военном времени, зовут Егорка. Он очень похож на писателя Леонида Сергеева в детстве.
«Солнечная сторона улицы» многолюдна, но главный человек здесь отец — работящий, справедливый, весёлый, немножко нелепый в своём азартном жизнелюбии. Похоронка на него пришла в День Победы. И всё-таки, это очень светлая и яркая книга.
С иллюстрациями Владимира Перцова повесть Леонида Сергеева выходила в 1971 году, задолго до того, как Дина Рубина написала роман «На солнечной стороне улицы», в котором тоже звучит тема военного детства. Однако, кроме названия и этой темы, почти ничего общего у двух книг нет. «Солнечная сторона улицы» — книга для детского чтения, по интонации она близка к известной повести Виктора Голявкина «Мой добрый папа».
Сергеев, Л. А. Солнечная сторона улицы : повесть / Леонид Сергеев ; художник Владимир Перцов. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2017. — 111 с. : ил. — (Ребята с нашего двора). 6+

Леонид Анатольевич Сергеев — писатель и художник. В книге Издательского центра «Москвоведение» — его собственные иллюстрации.

Сергеев, Л. А. Там, где никогда не заходит солнце : рассказы для детей, подростков и взрослых, которые помнят своё детство / Леонид Сергеев ; рисунки автора. — Москва : ИЦ «Москвоведение», 2018. — 415 с. : ил.
  
Виктор Голявкин "Мой добрый папа"
Папа Пети Иванова — музыкант, человек, умеющий создавать вокруг себя радостную жизнь. Тем более что семья живёт в южном городе у моря. От счастья Петя даже стихи сочиняет: 
Солнце светит, и море сверкает,
И айва и инжир поспевает,
И растёт, и растёт виноград,
Как я рад! Как я рад! Как я рад!
Это до войны. Про войну Петя сначала думал, что там «просто пушки палят, танки мчатся». Но папа убит. Он никогда не вернётся.
Виктор Голявкин написал повесть в 1964 году и посвятил её своему отцу. Подробнее — здесь. 
Голявкин, В. В. Мой добрый папа : [повести] / Виктор Голявкин. — Москва : РИПОЛ классик, 2015. — 208 с. : ил. — (Георгиевская ленточка). 12+
В этой книге есть вторая повесть о военном времени, также рассказанная от имени Пети Иванова, — «Полосы на окнах». Для современных читателей сделан исторический комментарий: факты, фотографии, документы.

Ирина Токмакова "Сосны шумят"
Маленькая повесть Ирины Токмаковой «Сосны шумят» охватывает один год жизни воспитанников и воспитателей «Дома ребёнка», эвакуированного в начале войны в глубокий тыл.
Дни осени, зимы, весны и лета проходят своим чередом. Дети — Тамара, которая не знает, что она сирота, Инночка-красавица, которая получает письма от папы с фронта, смешной маленький Валя и все другие — учат стихи и песни, выступают в госпитале перед ранеными, наряжают новогоднюю ёлку-сосёнку, просыпаются под «Войну священную», сажают свой огород, ждут родителей. Сосны возле светлого деревянного дома — в мирное время он был школой — шумят и шумят.

Это невыдуманная повесть. Во время Великой Отечественной войны мама писательницы, детский врач, заведовала «Домом ребёнка» в деревне Сосновка Пензенской области.
Токмакова, И. П. Сосны шумят : повесть / Ирина Токмакова ; художник Николай Устинов. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 47 с. : ил. — (Вот как это было). 6+
До этого переиздания книжка с иллюстрациями Николая Устинова выходила в 1966 и 1974 году. «Библиогид» рассказывал о ней в 2005-м.
  
Виктор Дубровин. "Мальчишки в сорок первом"
Виктор Борисович Дубровин — блокадник. Ему было тринадцать, когда началась война. Он написал книгу, в сущности, о себе и своих друзьях.
Время действия — первый блокадный год, самый страшный. Беда наваливается быстро и неотвратимо. Вот мальчишки собираются бежать на фронт, вот мечтают ловить шпионов и диверсантов, а вот они уже заняты действительно важным делом: создают пионерский взвод и помогают семьям ушедших на войну.
Учебный год начался в конце сентября и почти сразу же закончился, потому что в школе поселили беженцев. Бадаевские склады сгорели, длиннющие очереди к магазинам стали привычными. Введены карточки. Мальчишки тренируются держать винтовку: «Но для силы питаться надо как следует. Надо кочерыжками запастись...»
Повесть написана от первого лица. И пусть автор не рассказал ничего такого, что читатели не могут узнать из других книг и фильмов, — «Мальчишки в сорок первом» всё же откровение. Виктор Дубровин говорит о том, что тогда видел и чувствовал.
Дубровин, В. Б. Мальчишки в сорок первом / Виктор Дубровин ; художник Виктор Вальцефер. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 223 с. : ил. — (Вот как это было). 6+
  
Виктор Конецкий "Петька, Джек и мальчишки"
Вместе с матерью, недавно молодой и красивой, а теперь седой и слабой, Петя Ниточкин приезжает в маленький азиатский городок из блокадного Ленинграда. Ниточкин постоянно хочет есть, и у него часто кружится голова. Однако характер берёт своё. Перед шайкой местных пацанов Петька не отступит, хотя унижения хлебнёт сполна. Прирученного пса Джека, скрепя сердце, отдаст на фронт — раненых из боя выносить.
Петька — тот самый Пётр Иванович Ниточкин, рассказчик матросских баек, добрый знакомый всех, кто любит прозу Конецкого. Ниточкин не «второе я» писателя, но родом из его детства.

Петька, Джек и мальчишки : рассказы / иллюстрации Петра Любаева. — Москва : Мелик-Пашаев, 2018. — 79 с. : ил. — (Военное детство). 0+
Рассказ Виктора Конецкого вошёл в эту книгу вместе с рассказами «Главный инженер» Л. Пантелеева и «Люся и Василёк» Сусанны Георгиевской.
  
Виталий Сёмин " Ласточка-звёздочка"
Герои «Ласточки-звёздочки» Виталия Сёмина — ростовчане, пережившие и не пережившие бои за город и фашистскую оккупацию. Повесть написана в 1963 году. Она менее известна, чем её продолжение — роман «Нагрудный знак “OST”», в котором подросток Сергей Рязанов, по прозвищу Ласточка-Звёздочка, оказывается остарбайтером, как и сам Виталий Сёмин, во время войны в числе тысяч ростовчан угнанный на работу в фашистскую Германию.
«Ласточка-звёздочка» — повесть о том, как Сергей Рязанов, его родители, соседи, дворовые и школьные товарищи принимают войну. Сначала не очень в неё верят, страстно ждут, когда наши «начнут бить немцев на фронте», потом сталкиваются с ужасом, не укладывающимся в сознание, но как-то чувствуют, что непоправимое должно их миновать. Потом к ним приходит отчаяние, потом — ненависть.

Сёмин, В. Н. Ласточка-звёздочка / Виталий Сёмин ; [составление и оформление серии И. Бернштейна ; послесловие С. Дудкина ; художник Ю. Бычкова]. — Москва : Самокат, 2014. — 286 с. : ил. — (Как это было).12+
Сёмин с большой точностью рассказал о событиях военного времени в Ростове-на-Дону. В книжной серии «Как это было» издательства «Самокат» произведения художественной литературы сопровождаются обстоятельными историческими комментариями.
Ростовская областная детская библиотека имени В. М. Величкиной провела свою «Библиоразведку»: литературное ориентирование по повести «Ласточка-звёздочка». Узнать об этом проекте и посмотреть подготовленный по его итогам альбом можно на сайте РОДБ.
  

Евгений Дубровин "В ожидании козы"
Отец, о котором известно, что он погиб в сорок четвёртом, приходит домой — здоровый, сильный, строгий, почти чужой. Он был в окружении, бежал из плена, попал во Францию, участвовал в Сопротивлении. Но паспорта у него нет; как теперь кормить семью, неясно. Тогда возникает мечта о благословенной деревне Утиное, где отца все знают и, конечно, сразу возьмут на работу. Немцев там не было, народ зажиточный; главное, коза не дороже кошки…
Настроение повести соответствует выражению «смех сквозь слёзы», тут много балагурства, приключений и разговоров. Тем ошеломительнее конец истории.
Повесть Евгения Пантелеевича Дубровина не автобиографическая, но многое из того, что в ней рассказано, пережито самим писателем. В столичном издательстве она вышла только в 2015 году, а в Воронеже издавалась в 1968 и 1989 и 2003-м. «Библиогид» писал о ней в 2010-м. 
Дубровин, Е. П. В ожидании козы / Евгений Дубровин ; рисунки Е. Бухаловой. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 254 с. : ил. — (Вот как это было). 12+
  
Владимир Чачин " Король с Арбата"
Действие «Короля с Арбата» начинается осенью сорок первого в заливаемых дождём окопах под Смоленском. «Но книга эта не о войне, — замечает издательская аннотация, — война — скорее её сюжетный стержень. Основное же место в повести занимает история мальчика с Плющихи. <...> История московского детства 1930-х, такого, каким его вспоминает <...> семнадцатилетний доброволец <...> Алёша Грибков и — четверть века спустя — его создатель и прообраз Владимир Чачин».
Да, эта книга не о войне. Она о людях. Вот цитата из второй части повести: «А ты вот что, Алёша. Ты напиши всё это... Знаешь, годы пройдут, война отдалится. Забудется многое... Люди спросят: а какими были эти ребята, что насмерть сцепились с фашистами? Как они раньше жили? <...> Даже главное — не как жили, а чем жили? Понимаешь — чем жили?..»
Иллюстрации Кирилла Чёлушкина чёрно-белые, как кино про Чапаева, которое мальчишки тех лет смотрели несчетное количество раз.

Чачин, В. М. Король с Арбата / Владимир Чачин ; [художник К. Чёлушкин]. — Москва : Самокат, 2015. — 223 с. : ил. — (Собрание сочинений). 12+
  
Булат Окуджава "Будь здоров, школяр"
 «Будь здоров, школяр» — первое прозаическое произведение Булата Окуджавы. Оно появилась в 1961-м, в год двадцатилетия начала Великой Отечественной войны. Само время потребовало осмыслить то, «о чём думать и так никогда не переставали».
Окуджава рассказал, как пытается стать солдатом вчерашний школьник, какой невозможной тяжестью и как внезапно обрушивается на него война. О том, как мальчишки рвались на фронт, не представляя, куда идут, о нелепой смерти от шальной пули, о долгих маршах и ещё более долгих ожиданиях — приказа, пополнения, полевой кухни, боя… Окуджава рассказал о крушении иллюзий. Повесть подверглась жёсткой критике. Выпуск альманаха «Тарусские страницы», в котором она была опубликована, изъяли из библиотек и книжных магазинов.
Но постепенно восприятие менялось. В 1967 году по сценарию Окуджавы и по мотивам «Школяра» на киностудии «Ленфильм» снят фильм «Женя, Женечка и “катюша”». Отдельным изданием повесть вышла только в 1987 году.
Окуджава, Б. Ш. Будь здоров, школяр / Булат Окуджава ; [составление и оформление серии И. Бернштейна ; послесловие О. Розенблюм, С. Дудкина ; художник Е. Ремизова]. — Москва : Самокат. 2014. — 160 с. : ил. — (Как это было). 12+
В этом сборнике — повесть «Будь здоров, школяр» и два рассказа о войне: «Утро красит нежным светом», «Уроки музыки».
Здесь надо отметить, что в 1967 году выходила до сих пор не переизданная детская книжка Булата Окуджавы «Фронт приходит к нам».

Юрий Слепухин "Перекрёсток"
 «Перекрёсток» — первая книга тетралогии, посвящённой событиям и людям тридцатых–сороковых годов ХХ века. За «Перекрёстком» следуют романы с теми же героями: «Тьма в полдень», «Сладостно и почётно», «Ничего, кроме надежды» — все они о войне. Затем ещё «Киммерийское лето» — роман, сюжетно связанный с тетралогией.
На перекрёстке мирной жизни и наступающей войны оказываются старшеклассники Таня, племянница Героя Советского Союза, участника финской войны и боёв на Халхин-Голе полковника Николаева, и Серёжа Дежнев, брат красноармейца, убитого при взятии Выборга. Вообще, самое примечательное в этом объёмном романе о советской школе и первой любви — исторический фон, на котором развиваются взаимоотношения героев. Юрий Слепухин (1926–1998) — писатель с неординарной судьбой, родившийся в Советском Союзе, в 1942-м угнанный на работу в Германию, после войны живший в Бельгии и Аргентине и вернувшийся в СССР, — рассказывает о предвоенном времени как очевидец. Он помнит подробности и впечатления, которые уже теряются в литературных произведениях и фильмах нынешних авторов. «Перекрёсток» — не исторический роман, это роман — историческое свидетельство.
Впервые «Перекрёсток» издавался «Советским писателем» в 1962 году. «Речь» использовала рисунки Андрея Николаева, выполненные для издания, вышедшего в 1966 году в популярной серии «Тебе в дорогу, романтик».
Слепухин, Ю. Г. Перекрёсток / Юрий Слепухин ; художник Андрей Николаев ; [предисловие Е. Щегловой]. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016. — 511 с. : ил. — (Вот как это было). 16+

Документальные книги особенно нужны, чтобы Великая Отечественная война и Победа воспринималась как подлинное событие, а не как приключенческое кино или историческая реконструкция.
Рольникайте М. "Я должна рассказать"
Маша Рольникайте в четырнадцать лет оказалась узницей сначала вильнюсского гетто, потом — немецких концлагерей в Литве и Польше. Все годы войны, до освобождения советскими войсками в марте 1945 года, она вела дневник. Первое издание увидело свет на литовском языке в 1963 году. Несколько позже дневник опубликован на языке, на котором он был написан, — на идише. Теперь книга «Я должна рассказать» переведена на семнадцать языков.
Как комментарий издательство «Самокат» предлагает QR-коды на видеозапись интервью с Машей Рольникайте и другими литовцами, пережившими Холокост.
Рольникайте, М. Я должна рассказать / Маша Рольникайте. — Москва : Самокат, 2016. — 191 с. : ил. — (Как это было). 12+
 Пожедаева Л. "Война, блокада, я и другие..."
 «Мемуары ребёнка войны» написала в 1950 году шестнадцатилетняя Мила. Однажды она случайно услышала излияния незнакомой женщины, из которых следовало, что не все в блокаду голодали. «Именно это вопиющее откровение случайного человека и заставило меня схватиться за перо и написать всё, как было у нас с мамой и как всё было лично у меня — ребёнка, встретившего войну в семь лет и прошедшего сквозь войну до Победы», — много позже сказала Людмила Васильевна.
Более шестидесяти лет пролежали тетрадки с её записями, стихами и рисунками, теперь они опубликованы. Наше мнение: на этой книге уместен знак «12+» или даже «16+».
Пожедаева, Л. Война, блокада, я и другие... : мемуары ребёнка войны / Людмила Пожедаева ; [рисунки автора]. — Санкт-Петербург : Каро, 2018. — 160 с. : ил. 6+
  
Детская книга войны. Дневники 1941–1945
Книгу составили дневники детей, которым в годы Великой Отечественной войны было от восьми до шестнадцати лет. Эти записи — свидетельства того, что довелось испытать миллионам юных граждан нашей страны в оккупации и на линии фронта, в блокадном Ленинграде, в гетто и концлагерях. Всего дневников тридцать семь, напечатаны они так, как были написаны: со всеми ошибками и оборванными фразами. Есть фотографии авторов, мы можем увидеть их лица, посмотреть им в глаза. Впервые «Детская книга войны» была издана к 70-летию Победы.
Детская книга войны. Дневники 1941–1945 / [Текст : электронный ресурс] ; 2-е изд., доп. — Москва : Аргументы и факты : АиФ. Доброе сердце, 2017. — 528 с. : ил. — Режим доступа: http://children1941-1945.aif.ru/#/2.


Читайте также обзоры «Библиогида» прежних лет: «Старые книги о войне» и «Сороковые роковые».
 Книги для ПАМЯТИ https://bibliogid.ru/knigi/tematicheskie-obzory/2458-knigi-dlya-pamyati

 

КАК НАДО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ ВСЛУХ НА САМОМ ДЕЛЕ, СОВЕТУЕТ НЕВРОЛОГ

Большинство родителей читают своим детям вслух. Рекомендация делать это звучит от каждого педиатра, педагога, психолога и просто доброго человека. Считается, что чтение книг ребенку это самый минимальный минимум, который родители могут дать, чтобы он вырос успешным человеком. Потому что чтение развивает мышление, эмпатию, словарный запас, кругозор и так далее…

"Сказка на ночь", художник Татьяна Дерий
"Сказка на ночь", художник Татьяна Дерий

Но большинство читающих вслух родителей делают это не для развития речевых навыков и не для расширения кругозора. А для того, чтобы ребенок, например, побыстрее уснул (ведь обычно чтение вслух приходится на вечер), и еще для того, чтобы было что записать в читательский дневник для отчетности в школу. Поэтому и есть спрос на книги с повышенным усыпительным эффектом («Кролик, который хочет уснуть»«Слоненок, который хочет уснуть» и «Тракторенок, который хочет уснуть»).
Никто за это не осуждает родителей, ведь ситуации бывают разные - надо, например, успокоить ребенка с СДВГ, помочь уснуть беспокойному малышу после стресса и так далее. В этих случаях монотонное невыразительно чтение оправданно. Но если вы хотите, чтобы у ребенка остался яркий след в душе от прочитанной книги, чтобы глаза его не смыкались до последней строчки, а в душе прорастали философские мысли, то читать книгу безучастным голосом — преступление!
Нейробиологи говорят, что каждый вечер родители теряют невероятный шанс развить в ребенке эмпатию, а также проработать правильные поведенческие сценарии, используя для этого конфликтные ситуации из книг. Попробуйте в следующий раз, когда читаете историю, остановиться на самом интересном месте, где герою предстоит сделать выбор или принять решение, и спросите у ребенка: «А как бы поступил ты?». Рефлексия - мощный инструмент для глубокого обучения и самопознания. А еще ребенок уже не забудет книгу, в пространство которой был вовлечен таким образом, встал на место героя, попытался понять его чувства и мотивы.

В руках у женщины одна из самых эмпатичных книг - "Чудо" Р.Дж.Паласио
В руках у женщины одна из самых эмпатичных книг - "Чудо" Р.Дж.Паласио

Исследования показывают, что вовлеченность ребенка во время чтения напрямую влияет на понимание и запоминание сюжета. Если вы хотите, чтобы ребенок помнил книгу еще долго после того, как вы ее закроете, постарайтесь вызвать у него эмоции к героям, понимание и сопереживание. Этого достичь совсем несложно:
- во время чтения не стесняйтесь проявлять мимику, свойственную тому или иному персонажу в зависимости от ситуации, в которой он оказался,
- делайте драматические паузы, вскрикивайте, всплакивайте, выражайте всю палитру эмоций, если того требует диалог и обстоятельства. Просто представьте себя внутри книги на месте главного героя, и все у вас получится
захотите плакать - плачьте
периодически отвлекайтесь от повествования, чтобы продолжить жить им в реальном моменте. Восклицайте: «Ну как же так! Почему он это сделал? Зачем же он туда пошел? Бедный мальчик, почему же ему так не везет! Что же сейчас будет?…»
в обсуждение моментов «что же сейчас будет?» вовлекайте ребенка, пусть он делает предположения (у нас есть на эту тему хороший материал «Как улучшить у детей понимание прочитанного. Метод предсказания»)
Активное слушание в отличие от пассивного в буквальном смысле заставляет мозг работать: активизируется синаптическая пластичность, которая усиливает связь нейронов. А синаптическая пластичность это основной механизм, который заставляет работать память, способствует обучению и развитию эмпатии.
В последнее время очень много стали говорить об эмпатии, об эмоциональном интеллекте, и это действительно важно для наших детей. Не думайте про эмпатию лишь как про способность понимать чувства других и все. В долгосрочной перспективе развитая эмпатия дает человеку много «плюшек» от жизни: эмпатичные люди более удовлетворены жизнью, более счастливы, у них лучше складываются отношения в семье и на работе, среди эмпатов меньший процент разводов… Ради развития такой суперсилы в своих детях, пожалуй, стоит посвятить чтению вслух чуть больше времени по вечерам и научиться делать это более «профессионально».
Материал подготовлен Настей Морозовой на основе советов Эрин Клейбоу, профессиора нейробиологии, опубликованных в журнале Psychology Today

 


Клиповое мышление.

Как привить любовь к чтению и надо ли это делать в современном мире?

Устами ребёнка глаголет истина? Вот мнение одного из детей по вопросу "нужны ли книги и нужно ли их читать в современном мире?"
Читаем далее

Эти увлекательные игры не только вызовут интерес к чтению, но и помогут развить память, внимание и уровень понимания текстов. Играйте — читая, читайте — играя!

«Гонки»

Что надо делать? Предложите ребёнку прочитать его любимое стихотворение несколько раз, каждый раз увеличивая скорость и силу голоса.
Цель. Упражнение значительно повышает скорость чтения, совершенствует технику чтения и способствует развитию речи.

«Иностранец»

Что надо делать? Читаем слова, выделяя последний слог, как будто с «иностранным» акцентом. Читаем текст или столбики слов. Например:
В здоровОМ телЕ — здоровЫЙ дух.
Не тот прАВ, кто сильнЫЙ, а тот, кто честнЫЙ.
ДеревО держитсЯ корнямИ, а человЕК — друзьямИ.
А ВаськА слушаЕТ да ест.
БлизОК локОТЬ, да не укусИшь
КукушкКА хвалИТ петухА за то, что хвалИТ он кукушКУ.
Один в поЛЕ не воИН.
Цель. Упражнение помогает избавить детей от привычки глотать окончания. Оно довольно утомительное, поэтому выполняем его в течение 30 секунд.

«Голоса»

Что надо делать? Задача — чтение текста в образе человека или животного, мультяшного или литературного героя. Обсудите с ребёнком, как бы этот текст прочитала Баба-яга или мышка-норушка, заяц или волк.
Цель. Упражнение совершенствует технику чтения, помогает увлечь малыша чтением, показать, что это весело и интересно.

«Весёлые картинки»

Что надо делать? Для этого упражнения нужно подобрать текст с большим количеством картинок. Разрежьте картинки и перемешайте. Задача ребёнка — разложить картинки по порядку, чтобы восстановить последовательность событий.
Вариант 1. Прочитать текст и разложить картинки по порядку.
Вариант 2. Рассказать сказку по картинкам. Затем прочитать текст и сравнить свой вариант с предложенным.
Цель. Упражнение способствует развитию смыслового чтения и более глубокому пониманию прочитанного.

«Волшебные пазлы»

Что надо делать? Текст нарезаем на отрывки-пазлы и перемешиваем. Предлагаем ребёнку собрать их и прочитать восстановленный текст.
Цель. Упражнение довольно трудное, задействуется и память, и внимание, и мышление. Совершенствуется навык смыслового чтения. Поначалу нужно выбирать знакомые тексты, лучше — сказки.

«Слово потерялось»

Что надо делать? Читаем вслух текст, пропуская слова. Ребёнок должен понять, какое слово пропустили.
Цель. Упражнение способствует развитию внимания, формированию навыка смысловой догадки и более глубокому пониманию прочитанного.

«Первый и последний»

Что надо делать? Ребёнок читает текст, произнося вслух только первую и последнюю буквы в слове. Затем должен рассказать, о чём прочитал.
Цель. Упражнение тренирует концентрацию и быстрое переключение внимания, учит выполнять несколько действий одновременно: читать, понимать, запоминать.

«Голова-хвост»

Что надо делать? Вариант 1. Взрослый читает начало слова, а ребёнок должен найти «хвост», то есть окончание этого слова. Для этого нужно максимально быстро просмотреть весь текст, найти слово и прочитать окончание.
Вариант 2. Взрослый читает начало предложения, а ребёнок должен найти его окончание.
Цель. Это хорошая тренировка навыков «сканирования» текста глазами, концентрации внимания и смыслового чтения.

«Читай и считай»

Что делать? Ребёнок должен не только прочитать и понять текст, но и посчитать слова. Естественно, для начала нужны небольшие тексты — от 10−20 до 40−50 слов.
Цель. Это упражнение помогает развивать внимание и лучше понимать текст.

«Снимаем кино»

Что делать? Предлагаем ребёнку представить в уме фильм на основе текста. Помогаем наводящими вопросами, выясняем, что он видит и чувствует, когда читает. Задача не только понять, о чём идёт речь в тексте, но и услышать звуки, почувствовать запахи, вкусы, испытать эмоции героев. Ребёнок должен ответить на ваши вопросы и пересказать текст.
Цель. Развиваем образную память, речь, навык пересказа. Благодаря применению метода соощущений, дети легко вспоминают и рассказывают текст со всеми деталями, даже придумывают подробности.

Г. Абдулова «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение»

Издательство АСТ
Издательство АСТ
Важно научить ребёнка читать правильно. В книге опытного нейропсихолога, тренера по скорочтению и руководителя школы интеллектуального развития «Супермозг» Гюзель Абдуловой собраны интересные и веселые упражнения, которые помогут ребёнку научиться бегло читать, обходясь без ошибок и запинок. И хотя книга эта рассчитана на детей младшего школьного возраста, позаниматься наверняка будет интересно и родителям: попробуйте-ка сами быстро прочитать текст вверх ногами или найти несколько слов в целом море разбросанных букв.






7,8 тыс. просмотров. Уникальные посетители страницы.
6,6 тыс. дочитываний, 86%. Пользователи, дочитавшие до конца.
1 мин. Среднее время дочитывания публикации.

Пересказ на кончиках пальцев

Вот незадача - нужно научиться пересказывать текст. Не всем детям это легко, к сожалению. А если ребенок с проблемами в речи, то это уже превращается в некий квест. Вот какой выход нашли мы...
Практически любую историю можно разложить на несколько этапов. Рассказ не должен быть сжатым, но и превращать его в сагу тоже не стоит. Кроме того, для ребенка на начальном этапе важна структура. Вот мы и посмотрели на... руки. Они нам точно помогут!
Кстати, файлы для упражнения вы найдете в конце статьи.
Всего пять пунктов в любой истории: сначала, затем, потом, после и наконец. А значит и пальцы мы тоже так назовем!
Все сразу конечно не получается, но мы клеим цитаты (как на фото), а потом в них вписываем ключевые слова и фразы. Чтобы не потеряться что и за кем, сын сначала клал пятерню на лист и все постепенно проговаривал. Через несколько повторений история обрастала новыми деталями. А главное - ребенок запоминает это визуально, стоит лишь положить руку на лист.






Постепенно все меняется. Можно просто использовать пальцы с такими странными именами чтобы не терялась последовательность рассказа. Тогда мысль не скачет как по кочкам, а события выстраиваются в логическую последовательность.
Файл с шаблоном цитат вы можете скачать тут
По материалам сайта

Несколько способов 

мотивации учеников 

на чтение произведений


Дело техники! Техники чтения
Дети читают медленно или не понимают (не запоминают) 
прочитанного. Вот это и в самом деле бич! К счастью, существует 
множество методик, помогающих повысить технику чтения. 
Напомню о некоторых.
1. «Письмо сказочного персонажа». Идеально для учеников 

начальной школы. Ребенку кто-то пишет, но взрослые не могут
прочесть: очевидно, письмо заколдовано… Ну, и так далее. Можно 
проводить то же самое в форме квеста: ребенок получает 
инструкции, позволяющие именно ему найти спрятанный приз.


2. «Письмо в бутылке». Все помнят завязку сюжета романа 
«Дети капитана Гранта»? Море принесло письмо с важной 
информацией, однако оно более или менее повреждено водой. 
Необходимо восстановить текст.

3. «Шифровка». Абсолютно любые шифровки, лишь бы ребенок 
их знал или мог разгадать. Главное здесь — азарт исследователя.

4. «Поиск информации». В тексте «спрятано» слово — скажем, 
название цветка. Кто первый его найдет?


5. «Составь слово» («…фразу»). Из выданных карточек с 
сочетаниями букв составить слово (младшим надо дать образец, а 
старшим можно даже не говорить, какое это слово — пусть сами 
догадываются). Кстати, прекрасно помогает запомнить трудные 
термины и словарные слова. Для составления фраз у учеников 
начальных классов используются карточки со словами, у более 
старших ребят — тоже слоги или кусочки слов.

Представьте себе…
Большая проблема — неумение представлять себе ситуацию, 

описанную в книге, героя, понимать его психологию, причины его 
поступков. Здесь мы затрагиваем чрезвычайно серьезную 
проблему, с которой сталкиваются современные дети и подростки.
Методик, помогающих хотя бы отчасти решить ее, также немало.
1. Самая привычная — задание про литературе в форме 

«нарисовать иллюстрации». Создавая иллюстрацию к 
произведению, школьник будет вынужден перечитать описание 
героя или его жилища, представить себе всю ситуацию. 
Срисованные чужие иллюстрации следует не принимать вообще 
или оценивать невысоко: они не выполняют своей задачи.


2. Составление викторины по тексту произведения стоит поручить 
самим школьникам. Вот уж в этом случае они всю книгу чуть не 
под микроскопом просмотрят, чтобы найти вопрос, на который 
никто не ответит!

3. Различные инсценировки и чтение по ролям, горячо любимые 
учащимися средних классов. А может, кто-нибудь использует 
элементы сценического костюма: шляпу, посох и т.д.?


4. Игра «Знакомый незнакомец». Ученик загадывает героя 
прочитанного произведения и дает его характеристику, не 
называя. Остальные должны угадать, кто этот персонаж. Пример:
«Этот герой очень высокого роста и богатырского телосложения. 
У него была несчастная любовь. Он выполнял обязанности 
дворника. Он глухонемой».


5. Дискуссия. Прием, великолепно работающий в старших классах. Однако дискуссия далеко не всегда возникает самопроизвольно. Гораздо чаще ее надо специально провоцировать или хотя бы организовывать. Например, продолжить спор Базарова и Павла Петровича. На какой стороне ты?


Автор: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы
Источник: http://pedsovet.su/liter/6108_kak_zainteresovat_uchen..

Комментариев нет:

Отправить комментарий