Прочтите детям о войне
Книги о Великой Отечественной войне — трудное чтение, необходимое для понимания нашей истории, для связи поколений.
Портал «Библиогид» Российской государственной детской библиотеки отобрал несколько пронзительно правдивых и лирических по своему настроению книг, написанных теми, кто пережил войну в детстве, и теми, кто в самом юном возрасте воевал против фашизма.
Леонид Сергеев "Солнечная сторона улицы"
«Я любил катать железное колесо <…>. Любил грызть сосульки <…>. Любил пыльные чердаки с соломинками солнца <…>. И любил подавать инструмент кузнецу дяде Вите, когда он работал. И очень любил свою маму… Но больше всего я любил отца».
Мальчика, от имени которого рассказывается о довоенном и военном времени, зовут Егорка. Он очень похож на писателя Леонида Сергеева в детстве.
«Солнечная сторона улицы» многолюдна, но главный человек здесь отец — работящий, справедливый, весёлый, немножко нелепый в своём азартном жизнелюбии. Похоронка на него пришла в День Победы. И всё-таки, это очень светлая и яркая книга.
С иллюстрациями Владимира Перцова повесть Леонида Сергеева выходила в 1971 году, задолго до того, как Дина Рубина написала роман «На солнечной стороне улицы», в котором тоже звучит тема военного детства. Однако, кроме названия и этой темы, почти ничего общего у двух книг нет. «Солнечная сторона улицы» — книга для детского чтения, по интонации она близка к известной повести Виктора Голявкина «Мой добрый папа».
Сергеев, Л. А. Солнечная сторона улицы : повесть / Леонид Сергеев ; художник Владимир Перцов. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2017. — 111 с. : ил. — (Ребята с нашего двора). 6+
Леонид Анатольевич Сергеев — писатель и художник. В книге Издательского центра «Москвоведение» — его собственные иллюстрации.
Сергеев, Л. А. Там, где никогда не заходит солнце : рассказы для детей, подростков и взрослых, которые помнят своё детство / Леонид Сергеев ; рисунки автора. — Москва : ИЦ «Москвоведение», 2018. — 415 с. : ил.
Виктор Голявкин "Мой добрый папа"
Папа Пети Иванова — музыкант, человек, умеющий создавать вокруг себя радостную жизнь. Тем более что семья живёт в южном городе у моря. От счастья Петя даже стихи сочиняет:
Солнце светит, и море сверкает,
И айва и инжир поспевает,
И растёт, и растёт виноград,
Как я рад! Как я рад! Как я рад!
Это до войны. Про войну Петя сначала думал, что там «просто пушки палят, танки мчатся». Но папа убит. Он никогда не вернётся.
Виктор Голявкин написал повесть в 1964 году и посвятил её своему отцу. Подробнее — здесь.
Голявкин, В. В. Мой добрый папа : [повести] / Виктор Голявкин. — Москва : РИПОЛ классик, 2015. — 208 с. : ил. — (Георгиевская ленточка). 12+
В этой книге есть вторая повесть о военном времени, также рассказанная от имени Пети Иванова, — «Полосы на окнах». Для современных читателей сделан исторический комментарий: факты, фотографии, документы.
Ирина Токмакова "Сосны шумят"
Маленькая повесть Ирины Токмаковой «Сосны шумят» охватывает один год жизни воспитанников и воспитателей «Дома ребёнка», эвакуированного в начале войны в глубокий тыл.
Дни осени, зимы, весны и лета проходят своим чередом. Дети — Тамара, которая не знает, что она сирота, Инночка-красавица, которая получает письма от папы с фронта, смешной маленький Валя и все другие — учат стихи и песни, выступают в госпитале перед ранеными, наряжают новогоднюю ёлку-сосёнку, просыпаются под «Войну священную», сажают свой огород, ждут родителей. Сосны возле светлого деревянного дома — в мирное время он был школой — шумят и шумят.
Это невыдуманная повесть. Во время Великой Отечественной войны мама писательницы, детский врач, заведовала «Домом ребёнка» в деревне Сосновка Пензенской области.
Токмакова, И. П. Сосны шумят : повесть / Ирина Токмакова ; художник Николай Устинов. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 47 с. : ил. — (Вот как это было). 6+
До этого переиздания книжка с иллюстрациями Николая Устинова выходила в 1966 и 1974 году. «Библиогид» рассказывал о ней в 2005-м.
Виктор Дубровин. "Мальчишки в сорок первом"
Виктор Борисович Дубровин — блокадник. Ему было тринадцать, когда началась война. Он написал книгу, в сущности, о себе и своих друзьях.
Время действия — первый блокадный год, самый страшный. Беда наваливается быстро и неотвратимо. Вот мальчишки собираются бежать на фронт, вот мечтают ловить шпионов и диверсантов, а вот они уже заняты действительно важным делом: создают пионерский взвод и помогают семьям ушедших на войну.
Учебный год начался в конце сентября и почти сразу же закончился, потому что в школе поселили беженцев. Бадаевские склады сгорели, длиннющие очереди к магазинам стали привычными. Введены карточки. Мальчишки тренируются держать винтовку: «Но для силы питаться надо как следует. Надо кочерыжками запастись...»
Повесть написана от первого лица. И пусть автор не рассказал ничего такого, что читатели не могут узнать из других книг и фильмов, — «Мальчишки в сорок первом» всё же откровение. Виктор Дубровин говорит о том, что тогда видел и чувствовал.
Дубровин, В. Б. Мальчишки в сорок первом / Виктор Дубровин ; художник Виктор Вальцефер. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 223 с. : ил. — (Вот как это было). 6+
Виктор Конецкий "Петька, Джек и мальчишки"
Вместе с матерью, недавно молодой и красивой, а теперь седой и слабой, Петя Ниточкин приезжает в маленький азиатский городок из блокадного Ленинграда. Ниточкин постоянно хочет есть, и у него часто кружится голова. Однако характер берёт своё. Перед шайкой местных пацанов Петька не отступит, хотя унижения хлебнёт сполна. Прирученного пса Джека, скрепя сердце, отдаст на фронт — раненых из боя выносить.
Петька — тот самый Пётр Иванович Ниточкин, рассказчик матросских баек, добрый знакомый всех, кто любит прозу Конецкого. Ниточкин не «второе я» писателя, но родом из его детства.
Петька, Джек и мальчишки : рассказы / иллюстрации Петра Любаева. — Москва : Мелик-Пашаев, 2018. — 79 с. : ил. — (Военное детство). 0+
Рассказ Виктора Конецкого вошёл в эту книгу вместе с рассказами «Главный инженер» Л. Пантелеева и «Люся и Василёк» Сусанны Георгиевской.
Виталий Сёмин " Ласточка-звёздочка"
Герои «Ласточки-звёздочки» Виталия Сёмина — ростовчане, пережившие и не пережившие бои за город и фашистскую оккупацию. Повесть написана в 1963 году. Она менее известна, чем её продолжение — роман «Нагрудный знак “OST”», в котором подросток Сергей Рязанов, по прозвищу Ласточка-Звёздочка, оказывается остарбайтером, как и сам Виталий Сёмин, во время войны в числе тысяч ростовчан угнанный на работу в фашистскую Германию.
«Ласточка-звёздочка» — повесть о том, как Сергей Рязанов, его родители, соседи, дворовые и школьные товарищи принимают войну. Сначала не очень в неё верят, страстно ждут, когда наши «начнут бить немцев на фронте», потом сталкиваются с ужасом, не укладывающимся в сознание, но как-то чувствуют, что непоправимое должно их миновать. Потом к ним приходит отчаяние, потом — ненависть.
Сёмин, В. Н. Ласточка-звёздочка / Виталий Сёмин ; [составление и оформление серии И. Бернштейна ; послесловие С. Дудкина ; художник Ю. Бычкова]. — Москва : Самокат, 2014. — 286 с. : ил. — (Как это было).12+
Сёмин с большой точностью рассказал о событиях военного времени в Ростове-на-Дону. В книжной серии «Как это было» издательства «Самокат» произведения художественной литературы сопровождаются обстоятельными историческими комментариями.
Ростовская областная детская библиотека имени В. М. Величкиной провела свою «Библиоразведку»: литературное ориентирование по повести «Ласточка-звёздочка». Узнать об этом проекте и посмотреть подготовленный по его итогам альбом можно на сайте РОДБ.
Евгений Дубровин "В ожидании козы"
Отец, о котором известно, что он погиб в сорок четвёртом, приходит домой — здоровый, сильный, строгий, почти чужой. Он был в окружении, бежал из плена, попал во Францию, участвовал в Сопротивлении. Но паспорта у него нет; как теперь кормить семью, неясно. Тогда возникает мечта о благословенной деревне Утиное, где отца все знают и, конечно, сразу возьмут на работу. Немцев там не было, народ зажиточный; главное, коза не дороже кошки…
Настроение повести соответствует выражению «смех сквозь слёзы», тут много балагурства, приключений и разговоров. Тем ошеломительнее конец истории.
Повесть Евгения Пантелеевича Дубровина не автобиографическая, но многое из того, что в ней рассказано, пережито самим писателем. В столичном издательстве она вышла только в 2015 году, а в Воронеже издавалась в 1968 и 1989 и 2003-м. «Библиогид» писал о ней в 2010-м.
Дубровин, Е. П. В ожидании козы / Евгений Дубровин ; рисунки Е. Бухаловой. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 254 с. : ил. — (Вот как это было). 12+
Владимир Чачин " Король с Арбата"
Действие «Короля с Арбата» начинается осенью сорок первого в заливаемых дождём окопах под Смоленском. «Но книга эта не о войне, — замечает издательская аннотация, — война — скорее её сюжетный стержень. Основное же место в повести занимает история мальчика с Плющихи. <...> История московского детства 1930-х, такого, каким его вспоминает <...> семнадцатилетний доброволец <...> Алёша Грибков и — четверть века спустя — его создатель и прообраз Владимир Чачин».
Да, эта книга не о войне. Она о людях. Вот цитата из второй части повести: «А ты вот что, Алёша. Ты напиши всё это... Знаешь, годы пройдут, война отдалится. Забудется многое... Люди спросят: а какими были эти ребята, что насмерть сцепились с фашистами? Как они раньше жили? <...> Даже главное — не как жили, а чем жили? Понимаешь — чем жили?..»
Иллюстрации Кирилла Чёлушкина чёрно-белые, как кино про Чапаева, которое мальчишки тех лет смотрели несчетное количество раз.
Чачин, В. М. Король с Арбата / Владимир Чачин ; [художник К. Чёлушкин]. — Москва : Самокат, 2015. — 223 с. : ил. — (Собрание сочинений). 12+
«Будь здоров, школяр» — первое прозаическое произведение Булата Окуджавы. Оно появилась в 1961-м, в год двадцатилетия начала Великой Отечественной войны. Само время потребовало осмыслить то, «о чём думать и так никогда не переставали».
Окуджава рассказал, как пытается стать солдатом вчерашний школьник, какой невозможной тяжестью и как внезапно обрушивается на него война. О том, как мальчишки рвались на фронт, не представляя, куда идут, о нелепой смерти от шальной пули, о долгих маршах и ещё более долгих ожиданиях — приказа, пополнения, полевой кухни, боя… Окуджава рассказал о крушении иллюзий. Повесть подверглась жёсткой критике. Выпуск альманаха «Тарусские страницы», в котором она была опубликована, изъяли из библиотек и книжных магазинов.
Но постепенно восприятие менялось. В 1967 году по сценарию Окуджавы и по мотивам «Школяра» на киностудии «Ленфильм» снят фильм «Женя, Женечка и “катюша”». Отдельным изданием повесть вышла только в 1987 году.
Окуджава, Б. Ш. Будь здоров, школяр / Булат Окуджава ; [составление и оформление серии И. Бернштейна ; послесловие О. Розенблюм, С. Дудкина ; художник Е. Ремизова]. — Москва : Самокат. 2014. — 160 с. : ил. — (Как это было). 12+
В этом сборнике — повесть «Будь здоров, школяр» и два рассказа о войне: «Утро красит нежным светом», «Уроки музыки».
Здесь надо отметить, что в 1967 году выходила до сих пор не переизданная детская книжка Булата Окуджавы «Фронт приходит к нам».
Юрий Слепухин "Перекрёсток"
«Перекрёсток» — первая книга тетралогии, посвящённой событиям и людям тридцатых–сороковых годов ХХ века. За «Перекрёстком» следуют романы с теми же героями: «Тьма в полдень», «Сладостно и почётно», «Ничего, кроме надежды» — все они о войне. Затем ещё «Киммерийское лето» — роман, сюжетно связанный с тетралогией.
На перекрёстке мирной жизни и наступающей войны оказываются старшеклассники Таня, племянница Героя Советского Союза, участника финской войны и боёв на Халхин-Голе полковника Николаева, и Серёжа Дежнев, брат красноармейца, убитого при взятии Выборга. Вообще, самое примечательное в этом объёмном романе о советской школе и первой любви — исторический фон, на котором развиваются взаимоотношения героев. Юрий Слепухин (1926–1998) — писатель с неординарной судьбой, родившийся в Советском Союзе, в 1942-м угнанный на работу в Германию, после войны живший в Бельгии и Аргентине и вернувшийся в СССР, — рассказывает о предвоенном времени как очевидец. Он помнит подробности и впечатления, которые уже теряются в литературных произведениях и фильмах нынешних авторов. «Перекрёсток» — не исторический роман, это роман — историческое свидетельство.
Впервые «Перекрёсток» издавался «Советским писателем» в 1962 году. «Речь» использовала рисунки Андрея Николаева, выполненные для издания, вышедшего в 1966 году в популярной серии «Тебе в дорогу, романтик».
Слепухин, Ю. Г. Перекрёсток / Юрий Слепухин ; художник Андрей Николаев ; [предисловие Е. Щегловой]. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016. — 511 с. : ил. — (Вот как это было). 16+
Документальные книги особенно нужны, чтобы Великая Отечественная война и Победа воспринималась как подлинное событие, а не как приключенческое кино или историческая реконструкция.
Рольникайте М. "Я должна рассказать"
Маша Рольникайте в четырнадцать лет оказалась узницей сначала вильнюсского гетто, потом — немецких концлагерей в Литве и Польше. Все годы войны, до освобождения советскими войсками в марте 1945 года, она вела дневник. Первое издание увидело свет на литовском языке в 1963 году. Несколько позже дневник опубликован на языке, на котором он был написан, — на идише. Теперь книга «Я должна рассказать» переведена на семнадцать языков.
Как комментарий издательство «Самокат» предлагает QR-коды на видеозапись интервью с Машей Рольникайте и другими литовцами, пережившими Холокост.
Рольникайте, М. Я должна рассказать / Маша Рольникайте. — Москва : Самокат, 2016. — 191 с. : ил. — (Как это было). 12+
«Мемуары ребёнка войны» написала в 1950 году шестнадцатилетняя Мила. Однажды она случайно услышала излияния незнакомой женщины, из которых следовало, что не все в блокаду голодали. «Именно это вопиющее откровение случайного человека и заставило меня схватиться за перо и написать всё, как было у нас с мамой и как всё было лично у меня — ребёнка, встретившего войну в семь лет и прошедшего сквозь войну до Победы», — много позже сказала Людмила Васильевна.
Более шестидесяти лет пролежали тетрадки с её записями, стихами и рисунками, теперь они опубликованы. Наше мнение: на этой книге уместен знак «12+» или даже «16+».
Пожедаева, Л. Война, блокада, я и другие... : мемуары ребёнка войны / Людмила Пожедаева ; [рисунки автора]. — Санкт-Петербург : Каро, 2018. — 160 с. : ил. 6+
Детская книга войны. Дневники 1941–1945
Книгу составили дневники детей, которым в годы Великой Отечественной войны было от восьми до шестнадцати лет. Эти записи — свидетельства того, что довелось испытать миллионам юных граждан нашей страны в оккупации и на линии фронта, в блокадном Ленинграде, в гетто и концлагерях. Всего дневников тридцать семь, напечатаны они так, как были написаны: со всеми ошибками и оборванными фразами. Есть фотографии авторов, мы можем увидеть их лица, посмотреть им в глаза. Впервые «Детская книга войны» была издана к 70-летию Победы.
Детская книга войны. Дневники 1941–1945 / [Текст : электронный ресурс] ; 2-е изд., доп. — Москва : Аргументы и факты : АиФ. Доброе сердце, 2017. — 528 с. : ил. — Режим доступа: http://children1941-1945.aif.ru/#/2.
Читайте также обзоры «Библиогида» прежних лет: «Старые книги о войне» и «Сороковые роковые».
Книги для ПАМЯТИ https://bibliogid.ru/knigi/tematicheskie-obzory/2458-knigi-dlya-pamyati
Читайте также в моём блоге:
"Родом из военного детства" Рассказы о детях в Великой Отечественной войне
Современные книги о войне для подростков
"Немеркнущий подвиг народа" Читаем о войне
"Ключ к Победе"... Воспоминания о Великой Отечественной
Лучшие книги о Великой Отечественной войне: голосует гимназия №140 Г. Омск
Книги о Великой Отечественной войне — трудное чтение, необходимое для понимания нашей истории, для связи поколений.
Портал «Библиогид» Российской государственной детской библиотеки отобрал несколько пронзительно правдивых и лирических по своему настроению книг, написанных теми, кто пережил войну в детстве, и теми, кто в самом юном возрасте воевал против фашизма.
Леонид Сергеев "Солнечная сторона улицы"
«Я любил катать железное колесо <…>. Любил грызть сосульки <…>. Любил пыльные чердаки с соломинками солнца <…>. И любил подавать инструмент кузнецу дяде Вите, когда он работал. И очень любил свою маму… Но больше всего я любил отца».
Мальчика, от имени которого рассказывается о довоенном и военном времени, зовут Егорка. Он очень похож на писателя Леонида Сергеева в детстве.
«Солнечная сторона улицы» многолюдна, но главный человек здесь отец — работящий, справедливый, весёлый, немножко нелепый в своём азартном жизнелюбии. Похоронка на него пришла в День Победы. И всё-таки, это очень светлая и яркая книга.
С иллюстрациями Владимира Перцова повесть Леонида Сергеева выходила в 1971 году, задолго до того, как Дина Рубина написала роман «На солнечной стороне улицы», в котором тоже звучит тема военного детства. Однако, кроме названия и этой темы, почти ничего общего у двух книг нет. «Солнечная сторона улицы» — книга для детского чтения, по интонации она близка к известной повести Виктора Голявкина «Мой добрый папа».
Сергеев, Л. А. Солнечная сторона улицы : повесть / Леонид Сергеев ; художник Владимир Перцов. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2017. — 111 с. : ил. — (Ребята с нашего двора). 6+
Леонид Анатольевич Сергеев — писатель и художник. В книге Издательского центра «Москвоведение» — его собственные иллюстрации.
Сергеев, Л. А. Там, где никогда не заходит солнце : рассказы для детей, подростков и взрослых, которые помнят своё детство / Леонид Сергеев ; рисунки автора. — Москва : ИЦ «Москвоведение», 2018. — 415 с. : ил.
Виктор Голявкин "Мой добрый папа"
Папа Пети Иванова — музыкант, человек, умеющий создавать вокруг себя радостную жизнь. Тем более что семья живёт в южном городе у моря. От счастья Петя даже стихи сочиняет:
Солнце светит, и море сверкает,
И айва и инжир поспевает,
И растёт, и растёт виноград,
Как я рад! Как я рад! Как я рад!
И айва и инжир поспевает,
И растёт, и растёт виноград,
Как я рад! Как я рад! Как я рад!
Это до войны. Про войну Петя сначала думал, что там «просто пушки палят, танки мчатся». Но папа убит. Он никогда не вернётся.
Виктор Голявкин написал повесть в 1964 году и посвятил её своему отцу. Подробнее — здесь.
Голявкин, В. В. Мой добрый папа : [повести] / Виктор Голявкин. — Москва : РИПОЛ классик, 2015. — 208 с. : ил. — (Георгиевская ленточка). 12+
В этой книге есть вторая повесть о военном времени, также рассказанная от имени Пети Иванова, — «Полосы на окнах». Для современных читателей сделан исторический комментарий: факты, фотографии, документы.
Ирина Токмакова "Сосны шумят"
Маленькая повесть Ирины Токмаковой «Сосны шумят» охватывает один год жизни воспитанников и воспитателей «Дома ребёнка», эвакуированного в начале войны в глубокий тыл.
Дни осени, зимы, весны и лета проходят своим чередом. Дети — Тамара, которая не знает, что она сирота, Инночка-красавица, которая получает письма от папы с фронта, смешной маленький Валя и все другие — учат стихи и песни, выступают в госпитале перед ранеными, наряжают новогоднюю ёлку-сосёнку, просыпаются под «Войну священную», сажают свой огород, ждут родителей. Сосны возле светлого деревянного дома — в мирное время он был школой — шумят и шумят.
Это невыдуманная повесть. Во время Великой Отечественной войны мама писательницы, детский врач, заведовала «Домом ребёнка» в деревне Сосновка Пензенской области.
Токмакова, И. П. Сосны шумят : повесть / Ирина Токмакова ; художник Николай Устинов. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 47 с. : ил. — (Вот как это было). 6+
До этого переиздания книжка с иллюстрациями Николая Устинова выходила в 1966 и 1974 году. «Библиогид» рассказывал о ней в 2005-м.
Виктор Дубровин. "Мальчишки в сорок первом"
Виктор Борисович Дубровин — блокадник. Ему было тринадцать, когда началась война. Он написал книгу, в сущности, о себе и своих друзьях.
Время действия — первый блокадный год, самый страшный. Беда наваливается быстро и неотвратимо. Вот мальчишки собираются бежать на фронт, вот мечтают ловить шпионов и диверсантов, а вот они уже заняты действительно важным делом: создают пионерский взвод и помогают семьям ушедших на войну.
Учебный год начался в конце сентября и почти сразу же закончился, потому что в школе поселили беженцев. Бадаевские склады сгорели, длиннющие очереди к магазинам стали привычными. Введены карточки. Мальчишки тренируются держать винтовку: «Но для силы питаться надо как следует. Надо кочерыжками запастись...»
Повесть написана от первого лица. И пусть автор не рассказал ничего такого, что читатели не могут узнать из других книг и фильмов, — «Мальчишки в сорок первом» всё же откровение. Виктор Дубровин говорит о том, что тогда видел и чувствовал.
Дубровин, В. Б. Мальчишки в сорок первом / Виктор Дубровин ; художник Виктор Вальцефер. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 223 с. : ил. — (Вот как это было). 6+
Виктор Конецкий "Петька, Джек и мальчишки"
Вместе с матерью, недавно молодой и красивой, а теперь седой и слабой, Петя Ниточкин приезжает в маленький азиатский городок из блокадного Ленинграда. Ниточкин постоянно хочет есть, и у него часто кружится голова. Однако характер берёт своё. Перед шайкой местных пацанов Петька не отступит, хотя унижения хлебнёт сполна. Прирученного пса Джека, скрепя сердце, отдаст на фронт — раненых из боя выносить.
Петька — тот самый Пётр Иванович Ниточкин, рассказчик матросских баек, добрый знакомый всех, кто любит прозу Конецкого. Ниточкин не «второе я» писателя, но родом из его детства.
Петька, Джек и мальчишки : рассказы / иллюстрации Петра Любаева. — Москва : Мелик-Пашаев, 2018. — 79 с. : ил. — (Военное детство). 0+
Рассказ Виктора Конецкого вошёл в эту книгу вместе с рассказами «Главный инженер» Л. Пантелеева и «Люся и Василёк» Сусанны Георгиевской.
Виталий Сёмин " Ласточка-звёздочка"
Герои «Ласточки-звёздочки» Виталия Сёмина — ростовчане, пережившие и не пережившие бои за город и фашистскую оккупацию. Повесть написана в 1963 году. Она менее известна, чем её продолжение — роман «Нагрудный знак “OST”», в котором подросток Сергей Рязанов, по прозвищу Ласточка-Звёздочка, оказывается остарбайтером, как и сам Виталий Сёмин, во время войны в числе тысяч ростовчан угнанный на работу в фашистскую Германию.
«Ласточка-звёздочка» — повесть о том, как Сергей Рязанов, его родители, соседи, дворовые и школьные товарищи принимают войну. Сначала не очень в неё верят, страстно ждут, когда наши «начнут бить немцев на фронте», потом сталкиваются с ужасом, не укладывающимся в сознание, но как-то чувствуют, что непоправимое должно их миновать. Потом к ним приходит отчаяние, потом — ненависть.
Сёмин, В. Н. Ласточка-звёздочка / Виталий Сёмин ; [составление и оформление серии И. Бернштейна ; послесловие С. Дудкина ; художник Ю. Бычкова]. — Москва : Самокат, 2014. — 286 с. : ил. — (Как это было).12+
Сёмин с большой точностью рассказал о событиях военного времени в Ростове-на-Дону. В книжной серии «Как это было» издательства «Самокат» произведения художественной литературы сопровождаются обстоятельными историческими комментариями.
Ростовская областная детская библиотека имени В. М. Величкиной провела свою «Библиоразведку»: литературное ориентирование по повести «Ласточка-звёздочка». Узнать об этом проекте и посмотреть подготовленный по его итогам альбом можно на сайте РОДБ.
Евгений Дубровин "В ожидании козы"
Отец, о котором известно, что он погиб в сорок четвёртом, приходит домой — здоровый, сильный, строгий, почти чужой. Он был в окружении, бежал из плена, попал во Францию, участвовал в Сопротивлении. Но паспорта у него нет; как теперь кормить семью, неясно. Тогда возникает мечта о благословенной деревне Утиное, где отца все знают и, конечно, сразу возьмут на работу. Немцев там не было, народ зажиточный; главное, коза не дороже кошки…
Настроение повести соответствует выражению «смех сквозь слёзы», тут много балагурства, приключений и разговоров. Тем ошеломительнее конец истории.
Повесть Евгения Пантелеевича Дубровина не автобиографическая, но многое из того, что в ней рассказано, пережито самим писателем. В столичном издательстве она вышла только в 2015 году, а в Воронеже издавалась в 1968 и 1989 и 2003-м. «Библиогид» писал о ней в 2010-м.
Дубровин, Е. П. В ожидании козы / Евгений Дубровин ; рисунки Е. Бухаловой. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2015. — 254 с. : ил. — (Вот как это было). 12+
Владимир Чачин " Король с Арбата"
Действие «Короля с Арбата» начинается осенью сорок первого в заливаемых дождём окопах под Смоленском. «Но книга эта не о войне, — замечает издательская аннотация, — война — скорее её сюжетный стержень. Основное же место в повести занимает история мальчика с Плющихи. <...> История московского детства 1930-х, такого, каким его вспоминает <...> семнадцатилетний доброволец <...> Алёша Грибков и — четверть века спустя — его создатель и прообраз Владимир Чачин».
Да, эта книга не о войне. Она о людях. Вот цитата из второй части повести: «А ты вот что, Алёша. Ты напиши всё это... Знаешь, годы пройдут, война отдалится. Забудется многое... Люди спросят: а какими были эти ребята, что насмерть сцепились с фашистами? Как они раньше жили? <...> Даже главное — не как жили, а чем жили? Понимаешь — чем жили?..»
Иллюстрации Кирилла Чёлушкина чёрно-белые, как кино про Чапаева, которое мальчишки тех лет смотрели несчетное количество раз.
Чачин, В. М. Король с Арбата / Владимир Чачин ; [художник К. Чёлушкин]. — Москва : Самокат, 2015. — 223 с. : ил. — (Собрание сочинений). 12+
«Будь здоров, школяр» — первое прозаическое произведение Булата Окуджавы. Оно появилась в 1961-м, в год двадцатилетия начала Великой Отечественной войны. Само время потребовало осмыслить то, «о чём думать и так никогда не переставали».
Окуджава рассказал, как пытается стать солдатом вчерашний школьник, какой невозможной тяжестью и как внезапно обрушивается на него война. О том, как мальчишки рвались на фронт, не представляя, куда идут, о нелепой смерти от шальной пули, о долгих маршах и ещё более долгих ожиданиях — приказа, пополнения, полевой кухни, боя… Окуджава рассказал о крушении иллюзий. Повесть подверглась жёсткой критике. Выпуск альманаха «Тарусские страницы», в котором она была опубликована, изъяли из библиотек и книжных магазинов.
Но постепенно восприятие менялось. В 1967 году по сценарию Окуджавы и по мотивам «Школяра» на киностудии «Ленфильм» снят фильм «Женя, Женечка и “катюша”». Отдельным изданием повесть вышла только в 1987 году.
Окуджава, Б. Ш. Будь здоров, школяр / Булат Окуджава ; [составление и оформление серии И. Бернштейна ; послесловие О. Розенблюм, С. Дудкина ; художник Е. Ремизова]. — Москва : Самокат. 2014. — 160 с. : ил. — (Как это было). 12+
В этом сборнике — повесть «Будь здоров, школяр» и два рассказа о войне: «Утро красит нежным светом», «Уроки музыки».
Здесь надо отметить, что в 1967 году выходила до сих пор не переизданная детская книжка Булата Окуджавы «Фронт приходит к нам».
«Перекрёсток» — первая книга тетралогии, посвящённой событиям и людям тридцатых–сороковых годов ХХ века. За «Перекрёстком» следуют романы с теми же героями: «Тьма в полдень», «Сладостно и почётно», «Ничего, кроме надежды» — все они о войне. Затем ещё «Киммерийское лето» — роман, сюжетно связанный с тетралогией.
На перекрёстке мирной жизни и наступающей войны оказываются старшеклассники Таня, племянница Героя Советского Союза, участника финской войны и боёв на Халхин-Голе полковника Николаева, и Серёжа Дежнев, брат красноармейца, убитого при взятии Выборга. Вообще, самое примечательное в этом объёмном романе о советской школе и первой любви — исторический фон, на котором развиваются взаимоотношения героев. Юрий Слепухин (1926–1998) — писатель с неординарной судьбой, родившийся в Советском Союзе, в 1942-м угнанный на работу в Германию, после войны живший в Бельгии и Аргентине и вернувшийся в СССР, — рассказывает о предвоенном времени как очевидец. Он помнит подробности и впечатления, которые уже теряются в литературных произведениях и фильмах нынешних авторов. «Перекрёсток» — не исторический роман, это роман — историческое свидетельство.
Впервые «Перекрёсток» издавался «Советским писателем» в 1962 году. «Речь» использовала рисунки Андрея Николаева, выполненные для издания, вышедшего в 1966 году в популярной серии «Тебе в дорогу, романтик».
Слепухин, Ю. Г. Перекрёсток / Юрий Слепухин ; художник Андрей Николаев ; [предисловие Е. Щегловой]. — Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2016. — 511 с. : ил. — (Вот как это было). 16+
Документальные книги особенно нужны, чтобы Великая Отечественная война и Победа воспринималась как подлинное событие, а не как приключенческое кино или историческая реконструкция.
Маша Рольникайте в четырнадцать лет оказалась узницей сначала вильнюсского гетто, потом — немецких концлагерей в Литве и Польше. Все годы войны, до освобождения советскими войсками в марте 1945 года, она вела дневник. Первое издание увидело свет на литовском языке в 1963 году. Несколько позже дневник опубликован на языке, на котором он был написан, — на идише. Теперь книга «Я должна рассказать» переведена на семнадцать языков.
Как комментарий издательство «Самокат» предлагает QR-коды на видеозапись интервью с Машей Рольникайте и другими литовцами, пережившими Холокост.
Рольникайте, М. Я должна рассказать / Маша Рольникайте. — Москва : Самокат, 2016. — 191 с. : ил. — (Как это было). 12+
«Мемуары ребёнка войны» написала в 1950 году шестнадцатилетняя Мила. Однажды она случайно услышала излияния незнакомой женщины, из которых следовало, что не все в блокаду голодали. «Именно это вопиющее откровение случайного человека и заставило меня схватиться за перо и написать всё, как было у нас с мамой и как всё было лично у меня — ребёнка, встретившего войну в семь лет и прошедшего сквозь войну до Победы», — много позже сказала Людмила Васильевна.
Более шестидесяти лет пролежали тетрадки с её записями, стихами и рисунками, теперь они опубликованы. Наше мнение: на этой книге уместен знак «12+» или даже «16+».
Пожедаева, Л. Война, блокада, я и другие... : мемуары ребёнка войны / Людмила Пожедаева ; [рисунки автора]. — Санкт-Петербург : Каро, 2018. — 160 с. : ил. 6+
Детская книга войны. Дневники 1941–1945
Книгу составили дневники детей, которым в годы Великой Отечественной войны было от восьми до шестнадцати лет. Эти записи — свидетельства того, что довелось испытать миллионам юных граждан нашей страны в оккупации и на линии фронта, в блокадном Ленинграде, в гетто и концлагерях. Всего дневников тридцать семь, напечатаны они так, как были написаны: со всеми ошибками и оборванными фразами. Есть фотографии авторов, мы можем увидеть их лица, посмотреть им в глаза. Впервые «Детская книга войны» была издана к 70-летию Победы.
Детская книга войны. Дневники 1941–1945 / [Текст : электронный ресурс] ; 2-е изд., доп. — Москва : Аргументы и факты : АиФ. Доброе сердце, 2017. — 528 с. : ил. — Режим доступа: http://children1941-1945.aif.ru/#/2.
Читайте также обзоры «Библиогида» прежних лет: «Старые книги о войне» и «Сороковые роковые».
Книги для ПАМЯТИ https://bibliogid.ru/knigi/tematicheskie-obzory/2458-knigi-dlya-pamyati
Читайте также в моём блоге:
"Родом из военного детства" Рассказы о детях в Великой Отечественной войне
Современные книги о войне для подростков
"Немеркнущий подвиг народа" Читаем о войне
"Ключ к Победе"... Воспоминания о Великой Отечественной
Лучшие книги о Великой Отечественной войне: голосует гимназия №140 Г. Омск
"Родом из военного детства" Рассказы о детях в Великой Отечественной войне
Современные книги о войне для подростков
"Немеркнущий подвиг народа" Читаем о войне
"Ключ к Победе"... Воспоминания о Великой Отечественной
Лучшие книги о Великой Отечественной войне: голосует гимназия №140 Г. Омск
КАК НАДО ЧИТАТЬ ДЕТЯМ ВСЛУХ НА САМОМ ДЕЛЕ, СОВЕТУЕТ НЕВРОЛОГ
Большинство родителей читают своим детям вслух. Рекомендация делать это звучит от каждого педиатра, педагога, психолога и просто доброго человека. Считается, что чтение книг ребенку это самый минимальный минимум, который родители могут дать, чтобы он вырос успешным человеком. Потому что чтение развивает мышление, эмпатию, словарный запас, кругозор и так далее…
Но большинство читающих вслух родителей делают это не для развития речевых навыков и не для расширения кругозора. А для того, чтобы ребенок, например, побыстрее уснул (ведь обычно чтение вслух приходится на вечер), и еще для того, чтобы было что записать в читательский дневник для отчетности в школу. Поэтому и есть спрос на книги с повышенным усыпительным эффектом («Кролик, который хочет уснуть», «Слоненок, который хочет уснуть» и «Тракторенок, который хочет уснуть»).
Никто за это не осуждает родителей, ведь ситуации бывают разные - надо, например, успокоить ребенка с СДВГ, помочь уснуть беспокойному малышу после стресса и так далее. В этих случаях монотонное невыразительно чтение оправданно. Но если вы хотите, чтобы у ребенка остался яркий след в душе от прочитанной книги, чтобы глаза его не смыкались до последней строчки, а в душе прорастали философские мысли, то читать книгу безучастным голосом — преступление!
Нейробиологи говорят, что каждый вечер родители теряют невероятный шанс развить в ребенке эмпатию, а также проработать правильные поведенческие сценарии, используя для этого конфликтные ситуации из книг. Попробуйте в следующий раз, когда читаете историю, остановиться на самом интересном месте, где герою предстоит сделать выбор или принять решение, и спросите у ребенка: «А как бы поступил ты?». Рефлексия - мощный инструмент для глубокого обучения и самопознания. А еще ребенок уже не забудет книгу, в пространство которой был вовлечен таким образом, встал на место героя, попытался понять его чувства и мотивы.
Исследования показывают, что вовлеченность ребенка во время чтения напрямую влияет на понимание и запоминание сюжета. Если вы хотите, чтобы ребенок помнил книгу еще долго после того, как вы ее закроете, постарайтесь вызвать у него эмоции к героям, понимание и сопереживание. Этого достичь совсем несложно:
- во время чтения не стесняйтесь проявлять мимику, свойственную тому или иному персонажу в зависимости от ситуации, в которой он оказался,
- делайте драматические паузы, вскрикивайте, всплакивайте, выражайте всю палитру эмоций, если того требует диалог и обстоятельства. Просто представьте себя внутри книги на месте главного героя, и все у вас получится
- захотите плакать - плачьте
- периодически отвлекайтесь от повествования, чтобы продолжить жить им в реальном моменте. Восклицайте: «Ну как же так! Почему он это сделал? Зачем же он туда пошел? Бедный мальчик, почему же ему так не везет! Что же сейчас будет?…»
- в обсуждение моментов «что же сейчас будет?» вовлекайте ребенка, пусть он делает предположения (у нас есть на эту тему хороший материал «Как улучшить у детей понимание прочитанного. Метод предсказания»)
Активное слушание в отличие от пассивного в буквальном смысле заставляет мозг работать: активизируется синаптическая пластичность, которая усиливает связь нейронов. А синаптическая пластичность это основной механизм, который заставляет работать память, способствует обучению и развитию эмпатии.
В последнее время очень много стали говорить об эмпатии, об эмоциональном интеллекте, и это действительно важно для наших детей. Не думайте про эмпатию лишь как про способность понимать чувства других и все. В долгосрочной перспективе развитая эмпатия дает человеку много «плюшек» от жизни: эмпатичные люди более удовлетворены жизнью, более счастливы, у них лучше складываются отношения в семье и на работе, среди эмпатов меньший процент разводов… Ради развития такой суперсилы в своих детях, пожалуй, стоит посвятить чтению вслух чуть больше времени по вечерам и научиться делать это более «профессионально».
- Материал подготовлен Настей Морозовой на основе советов Эрин Клейбоу, профессиора нейробиологии, опубликованных в журнале Psychology Today
Клиповое мышление.
Как привить любовь к чтению и надо ли это делать в современном мире?
Устами ребёнка глаголет истина? Вот мнение одного из детей по вопросу "нужны ли книги и нужно ли их читать в современном мире?"
Читаем далее
Эти увлекательные игры не только вызовут интерес к чтению, но и помогут развить память, внимание и уровень понимания текстов. Играйте — читая, читайте — играя!
«Гонки»
Что надо делать? Предложите ребёнку прочитать его любимое стихотворение несколько раз, каждый раз увеличивая скорость и силу голоса.
Цель. Упражнение значительно повышает скорость чтения, совершенствует технику чтения и способствует развитию речи.
Цель. Упражнение значительно повышает скорость чтения, совершенствует технику чтения и способствует развитию речи.
«Иностранец»
Что надо делать? Читаем слова, выделяя последний слог, как будто с «иностранным» акцентом. Читаем текст или столбики слов. Например:
В здоровОМ телЕ — здоровЫЙ дух.
Не тот прАВ, кто сильнЫЙ, а тот, кто честнЫЙ.
ДеревО держитсЯ корнямИ, а человЕК — друзьямИ.
А ВаськА слушаЕТ да ест.
БлизОК локОТЬ, да не укусИшь
КукушкКА хвалИТ петухА за то, что хвалИТ он кукушКУ.
Один в поЛЕ не воИН.
В здоровОМ телЕ — здоровЫЙ дух.
Не тот прАВ, кто сильнЫЙ, а тот, кто честнЫЙ.
ДеревО держитсЯ корнямИ, а человЕК — друзьямИ.
А ВаськА слушаЕТ да ест.
БлизОК локОТЬ, да не укусИшь
КукушкКА хвалИТ петухА за то, что хвалИТ он кукушКУ.
Один в поЛЕ не воИН.
Цель. Упражнение помогает избавить детей от привычки глотать окончания. Оно довольно утомительное, поэтому выполняем его в течение 30 секунд.
«Голоса»
Что надо делать? Задача — чтение текста в образе человека или животного, мультяшного или литературного героя. Обсудите с ребёнком, как бы этот текст прочитала Баба-яга или мышка-норушка, заяц или волк.
Цель. Упражнение совершенствует технику чтения, помогает увлечь малыша чтением, показать, что это весело и интересно.
Цель. Упражнение совершенствует технику чтения, помогает увлечь малыша чтением, показать, что это весело и интересно.
«Весёлые картинки»
Что надо делать? Для этого упражнения нужно подобрать текст с большим количеством картинок. Разрежьте картинки и перемешайте. Задача ребёнка — разложить картинки по порядку, чтобы восстановить последовательность событий.
Вариант 1. Прочитать текст и разложить картинки по порядку.
Вариант 2. Рассказать сказку по картинкам. Затем прочитать текст и сравнить свой вариант с предложенным.
Цель. Упражнение способствует развитию смыслового чтения и более глубокому пониманию прочитанного.
Вариант 1. Прочитать текст и разложить картинки по порядку.
Вариант 2. Рассказать сказку по картинкам. Затем прочитать текст и сравнить свой вариант с предложенным.
Цель. Упражнение способствует развитию смыслового чтения и более глубокому пониманию прочитанного.
«Волшебные пазлы»
Что надо делать? Текст нарезаем на отрывки-пазлы и перемешиваем. Предлагаем ребёнку собрать их и прочитать восстановленный текст.
Цель. Упражнение довольно трудное, задействуется и память, и внимание, и мышление. Совершенствуется навык смыслового чтения. Поначалу нужно выбирать знакомые тексты, лучше — сказки.
Цель. Упражнение довольно трудное, задействуется и память, и внимание, и мышление. Совершенствуется навык смыслового чтения. Поначалу нужно выбирать знакомые тексты, лучше — сказки.
«Слово потерялось»
Что надо делать? Читаем вслух текст, пропуская слова. Ребёнок должен понять, какое слово пропустили.
Цель. Упражнение способствует развитию внимания, формированию навыка смысловой догадки и более глубокому пониманию прочитанного.
Цель. Упражнение способствует развитию внимания, формированию навыка смысловой догадки и более глубокому пониманию прочитанного.
«Первый и последний»
Что надо делать? Ребёнок читает текст, произнося вслух только первую и последнюю буквы в слове. Затем должен рассказать, о чём прочитал.
Цель. Упражнение тренирует концентрацию и быстрое переключение внимания, учит выполнять несколько действий одновременно: читать, понимать, запоминать.
Цель. Упражнение тренирует концентрацию и быстрое переключение внимания, учит выполнять несколько действий одновременно: читать, понимать, запоминать.
«Голова-хвост»
Что надо делать? Вариант 1. Взрослый читает начало слова, а ребёнок должен найти «хвост», то есть окончание этого слова. Для этого нужно максимально быстро просмотреть весь текст, найти слово и прочитать окончание.
Вариант 2. Взрослый читает начало предложения, а ребёнок должен найти его окончание.
Цель. Это хорошая тренировка навыков «сканирования» текста глазами, концентрации внимания и смыслового чтения.
Вариант 2. Взрослый читает начало предложения, а ребёнок должен найти его окончание.
Цель. Это хорошая тренировка навыков «сканирования» текста глазами, концентрации внимания и смыслового чтения.
«Читай и считай»
Что делать? Ребёнок должен не только прочитать и понять текст, но и посчитать слова. Естественно, для начала нужны небольшие тексты — от 10−20 до 40−50 слов.
Цель. Это упражнение помогает развивать внимание и лучше понимать текст.
Цель. Это упражнение помогает развивать внимание и лучше понимать текст.
«Снимаем кино»
Что делать? Предлагаем ребёнку представить в уме фильм на основе текста. Помогаем наводящими вопросами, выясняем, что он видит и чувствует, когда читает. Задача не только понять, о чём идёт речь в тексте, но и услышать звуки, почувствовать запахи, вкусы, испытать эмоции героев. Ребёнок должен ответить на ваши вопросы и пересказать текст.
Цель. Развиваем образную память, речь, навык пересказа. Благодаря применению метода соощущений, дети легко вспоминают и рассказывают текст со всеми деталями, даже придумывают подробности.
Цель. Развиваем образную память, речь, навык пересказа. Благодаря применению метода соощущений, дети легко вспоминают и рассказывают текст со всеми деталями, даже придумывают подробности.
Г. Абдулова «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение»
Важно научить ребёнка читать правильно. В книге опытного нейропсихолога, тренера по скорочтению и руководителя школы интеллектуального развития «Супермозг» Гюзель Абдуловой собраны интересные и веселые упражнения, которые помогут ребёнку научиться бегло читать, обходясь без ошибок и запинок. И хотя книга эта рассчитана на детей младшего школьного возраста, позаниматься наверняка будет интересно и родителям: попробуйте-ка сами быстро прочитать текст вверх ногами или найти несколько слов в целом море разбросанных букв.
Пересказ на кончиках пальцев
Вот незадача - нужно научиться пересказывать текст. Не всем детям это легко, к сожалению. А если ребенок с проблемами в речи, то это уже превращается в некий квест. Вот какой выход нашли мы...
Практически любую историю можно разложить на несколько этапов. Рассказ не должен быть сжатым, но и превращать его в сагу тоже не стоит. Кроме того, для ребенка на начальном этапе важна структура. Вот мы и посмотрели на... руки. Они нам точно помогут!
Кстати, файлы для упражнения вы найдете в конце статьи.
Всего пять пунктов в любой истории: сначала, затем, потом, после и наконец. А значит и пальцы мы тоже так назовем!
Все сразу конечно не получается, но мы клеим цитаты (как на фото), а потом в них вписываем ключевые слова и фразы. Чтобы не потеряться что и за кем, сын сначала клал пятерню на лист и все постепенно проговаривал. Через несколько повторений история обрастала новыми деталями. А главное - ребенок запоминает это визуально, стоит лишь положить руку на лист.
Постепенно все меняется. Можно просто использовать пальцы с такими странными именами чтобы не терялась последовательность рассказа. Тогда мысль не скачет как по кочкам, а события выстраиваются в логическую последовательность.
Файл с шаблоном цитат вы можете скачать тут
По материалам сайта
Дело техники! Техники чтения
Дети читают медленно или не понимают (не запоминают)
1. «Письмо сказочного персонажа». Идеально для учеников
2. «Письмо в бутылке». Все помнят завязку сюжета романа
«Дети капитана Гранта»? Море принесло письмо с важной
информацией, однако оно более или менее повреждено водой.
Необходимо восстановить текст.
3. «Шифровка». Абсолютно любые шифровки, лишь бы ребенок
их знал или мог разгадать. Главное здесь — азарт исследователя.
4. «Поиск информации». В тексте «спрятано» слово — скажем,
название цветка. Кто первый его найдет?
5. «Составь слово» («…фразу»). Из выданных карточек с
сочетаниями букв составить слово (младшим надо дать образец, а
старшим можно даже не говорить, какое это слово — пусть сами
догадываются). Кстати, прекрасно помогает запомнить трудные
термины и словарные слова. Для составления фраз у учеников
начальных классов используются карточки со словами, у более
старших ребят — тоже слоги или кусочки слов.
Представьте себе…
Большая проблема — неумение представлять себе ситуацию,
описанную в книге, героя, понимать его психологию, причины его
поступков. Здесь мы затрагиваем чрезвычайно серьезную
проблему, с которой сталкиваются современные дети и подростки.
Методик, помогающих хотя бы отчасти решить ее, также немало.
1. Самая привычная — задание про литературе в форме
«нарисовать иллюстрации». Создавая иллюстрацию к
произведению, школьник будет вынужден перечитать описание
героя или его жилища, представить себе всю ситуацию.
Срисованные чужие иллюстрации следует не принимать вообще
или оценивать невысоко: они не выполняют своей задачи.
2. Составление викторины по тексту произведения стоит поручить
самим школьникам. Вот уж в этом случае они всю книгу чуть не
под микроскопом просмотрят, чтобы найти вопрос, на который
никто не ответит!
3. Различные инсценировки и чтение по ролям, горячо любимые
учащимися средних классов. А может, кто-нибудь использует
элементы сценического костюма: шляпу, посох и т.д.?
4. Игра «Знакомый незнакомец». Ученик загадывает героя
прочитанного произведения и дает его характеристику, не
называя. Остальные должны угадать, кто этот персонаж. Пример:
«Этот герой очень высокого роста и богатырского телосложения.
У него была несчастная любовь. Он выполнял обязанности
дворника. Он глухонемой».
5. Дискуссия. Прием, великолепно работающий в старших классах. Однако дискуссия далеко не всегда возникает самопроизвольно. Гораздо чаще ее надо специально провоцировать или хотя бы организовывать. Например, продолжить спор Базарова и Павла Петровича. На какой стороне ты?
Автор: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы
Источник: http://pedsovet.su/liter/6108_kak_zainteresovat_uchen..
Несколько способов
мотивации учеников
на чтение произведений
Дело техники! Техники чтения
Дети читают медленно или не понимают (не запоминают)
прочитанного. Вот это и в самом деле бич! К счастью, существует
множество методик, помогающих повысить технику чтения.
Напомню о некоторых.1. «Письмо сказочного персонажа». Идеально для учеников
начальной школы. Ребенку кто-то пишет, но взрослые не могут
прочесть: очевидно, письмо заколдовано… Ну, и так далее. Можно
проводить то же самое в форме квеста: ребенок получает
инструкции, позволяющие именно ему найти спрятанный приз.2. «Письмо в бутылке». Все помнят завязку сюжета романа
«Дети капитана Гранта»? Море принесло письмо с важной
информацией, однако оно более или менее повреждено водой.
Необходимо восстановить текст.
3. «Шифровка». Абсолютно любые шифровки, лишь бы ребенок
их знал или мог разгадать. Главное здесь — азарт исследователя.
4. «Поиск информации». В тексте «спрятано» слово — скажем,
название цветка. Кто первый его найдет?
5. «Составь слово» («…фразу»). Из выданных карточек с
сочетаниями букв составить слово (младшим надо дать образец, а
старшим можно даже не говорить, какое это слово — пусть сами
догадываются). Кстати, прекрасно помогает запомнить трудные
термины и словарные слова. Для составления фраз у учеников
начальных классов используются карточки со словами, у более
старших ребят — тоже слоги или кусочки слов.
Представьте себе…
Большая проблема — неумение представлять себе ситуацию,
описанную в книге, героя, понимать его психологию, причины его
поступков. Здесь мы затрагиваем чрезвычайно серьезную
проблему, с которой сталкиваются современные дети и подростки.
Методик, помогающих хотя бы отчасти решить ее, также немало.
1. Самая привычная — задание про литературе в форме
«нарисовать иллюстрации». Создавая иллюстрацию к
произведению, школьник будет вынужден перечитать описание
героя или его жилища, представить себе всю ситуацию.
Срисованные чужие иллюстрации следует не принимать вообще
или оценивать невысоко: они не выполняют своей задачи.
2. Составление викторины по тексту произведения стоит поручить
самим школьникам. Вот уж в этом случае они всю книгу чуть не
под микроскопом просмотрят, чтобы найти вопрос, на который
никто не ответит!
3. Различные инсценировки и чтение по ролям, горячо любимые
учащимися средних классов. А может, кто-нибудь использует
элементы сценического костюма: шляпу, посох и т.д.?
4. Игра «Знакомый незнакомец». Ученик загадывает героя
прочитанного произведения и дает его характеристику, не
называя. Остальные должны угадать, кто этот персонаж. Пример:
«Этот герой очень высокого роста и богатырского телосложения.
У него была несчастная любовь. Он выполнял обязанности
дворника. Он глухонемой».
5. Дискуссия. Прием, великолепно работающий в старших классах. Однако дискуссия далеко не всегда возникает самопроизвольно. Гораздо чаще ее надо специально провоцировать или хотя бы организовывать. Например, продолжить спор Базарова и Павла Петровича. На какой стороне ты?
Автор: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы
Источник: http://pedsovet.su/liter/6108_kak_zainteresovat_uchen..
Комментариев нет:
Отправить комментарий