Готовимся к школе

Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне во время приготовления еды можно проводить с ребенком дидактические упражнения.
Во время обеда, ужина использовать можно такие послови­цы: «Кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду», «Захочешь кушать — руку протянешь».Если ребенок выполняет поручения без желания, отказы­вается, следует сказать: «Без труда ничего и не сделаешь», «По­спешишь — людей насмешишь», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Лентяю все некогда».Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря дошкольника пословицами, например: «Много сне­га — много хлеба», «Зимой солнце светит, да не греет», «Осен­няя муха больно кусается», «Без ветра и трава не шелестит», «Синица пищит, зиму вещает», «летний день год кормит».Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, иг­рая с ребенком, во время принятия пищи (про продукты пи­тания).«Белый камень в воде тает». (Сахар.)«В одной бочке два теста». (Яйцо.)«В воде растает, в воде любуется, а кинь в воду — испугает­ся». (Соль.)«Без окон, без дверей, полна горница людей». (Огурец, тыква.)Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы:«Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз.)«Невидимка ходит в лесу, все деревья раздевает». (Осень)Со старшими дошкольниками рекомендуется организовы­вать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший по­лучает приз — книжку, конфетку, игрушку.Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению («шить», «пришить», «вы­шивать», «зашивать»), которые дети нередко путают объяс­нять переносные значения («золотые руки», «каменное серд­це»). Некоторые дети используют прилагательные, которые обозначают материал, заменяя их другими словами: вместо «деревянный» говорят «сделанный из дерева», вместо «шелко­вый» — «сшитый из шелка», вместо «шерстяной» — «связан­ный из шерсти».В речи детей мало употребляемых слов-признаков. На воп­рос «какая лиса?» ребенок должен ответить: «Рыжая, хит­рая». «Какой помидор?» — «Красный, круглый».Словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют всё, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не «хорошая», а «интересная» книга, «высокое» дерево, а не «большое».­
По материалам сайта: http://xn----7sbflasne0amblnij.xn--p1ai/about-us/soveti/96-didakticheskie-uprazhneniya

Семь правил для пап и мам, или как помочь детям научиться любить своих родителей



В работах известного отечественного педагога С. Соловейчика, автора книг «Педагогика для всех» и «Учение с увлечением», есть очень важная, основополагающая мысль: главный труд ребенка – это любовь к своим родителям, именно она обеспечивает становление и развитие его души.
Как же помочь ребенку этому научиться?
1. Подчеркивайте хорошее.
Вспомните слова одобрения из уст любимого вами человека. За это можно все отдать… Вот и для вашего ребенка ваша похвала именно так и звучит, ведь для него любовь к вам – самое главное.
Хвалите ребенка, увидев, что он поступает правильно, улыбнитесь ему, обнимите!
Старайтесь, чтобы ежедневной критики было в три раза меньше, чем слов одобрения, физических проявлений ласки и любви!
Будьте конкретны и ставьте во главу угла поведение ребенка: «Спасибо, что дождался, когда я поговорю по телефону, и не перебивал меня»; «Я горжусь тобой, ты так справедливо разрешил свой спор с братом»; «Ты молодец сегодня, не отвлекался при выполнении домашней работы и сделал ее очень быстро».
Но не стоит использовать похвалу в качестве взятки! Нужно хвалить за усилия и старание.
2. Учитывайте индивидуальность вашего ребенка.
«Счастье – это когда тебя понимают». Все помнят эти слова из любимого фильма. Действительно, для любящего самое страшное – это когда его не понимают, воспринимают не таким, каков он есть.
Не подгоняйте весь мир под вашего ребенка, лучше терпеливо и спокойно обсуждайте, объясняйте. Он таков, каков он есть, и он вас любит.
3. Уважайте чувства вашего ребенка.
Любящий человек беззащитен, ведь его сердце открывается объекту своей любви. Любая обида причиняет боль.
«Я понимаю, что ты расстроился, когда я не смогла прийти к тебе на соревнования. Мне тоже очень жаль», – эти слова передают ваше понимание и показывают, что можно обижаться на кого-то и при этом любить его.
4. Не подводите своего ребенка.
Горько, когда тебя предают. А когда предает любимый человек – горько вдвойне.
Отвечайте за свои слова. Не шантажируйте ребенка: «Если ты еще раз вернешься поздно, будешь впредь сидеть дома» и т.д.
Не заставляйте ребенка чувствовать себя нелюбимым и несправедливо обвиненным. Лучше сказать: «Я очень устаю, когда мне приходится делать еще и твою работу»; «Я так беспокоилась(-ся)…»
Это заставит ребенка думать о влиянии своего поступка на других и поможет впредь вести себя иначе.
5. Позвольте ребенку ошибаться.
Представьте себе влюбленного человека, объект чувств которого только и делает, что постоянно критикует и сравнивает его с другими: и поет он, дескать, хуже, чем N, и одежда у него проще, чем у M, да и вообще ум не тот, что у K. Такое отношение сильно ранит ребенка.
Дети, которыми постоянно недовольны, чувствуют, что родителям невозможно угодить. Это особенно опасно в подростковом возрасте. Лишенный доверия взрослых, подросток часто начинает искать поддержки сверстников, даже если они предложат ему попробовать наркотики или вступить в преступную группировку.
6. Позвольте ребенку испытать естественные последствия своего поведения.
Любовь – это труд души. Поэтому нельзя научиться любить, не получая ничего взамен и не делая ошибок. Если ребенок ни разу не обидел объект своей любви, то он никогда не научится определять грань допустимого.
Он получил двойку, потому что не подготовил задание – сделал плохо не только себе, но и любимому человеку, расстроил его.
Если воспитывать чувство ответственности, то даже трехлетний ребенок в состоянии понять основную причинно-следственную связь: игрушки нельзя оставлять на дороге – их может переехать машина! Не сводите урок на нет, не покупайте новые игрушки!
7. Установите ограничения.
Любовь потому и есть большой труд души, что главное в ней – не получить удовольствие здесь и сейчас, а пронести это чувство через всю жизнь.
Если вы установили разумные ограничения, не уступайте. Каждый ребенок должен знать, где заканчиваются его права и начинаются права других людей. Чрезмерная строгость не помогает! Дети должны иметь возможность исследовать и учиться на собственном опыте, следовательно, не устанавливайте излишних запретов.
РОЛЬ РОДИТЕЛЯ ПОХОЖА НА РОЛЬ ПРОВОДНИКА В ГОРАХ.
НЕ ПОДТАЛКИВАЙТЕ СВОЕГО МАЛЕНЬКОГО АЛЬПИНИСТА ПИНКАМИ
И КРИКАМИ, НО ВСЕ ЖЕ

УКАЖИТЕ ЕМУ ТРОПИНКУ К ВЕРШИНЕ!

Почему подрастающее поколение 
мало читает и пишет с жуткими ошибками
Людмила Вербицкая, известный ученый-лингвист, доктор филологических наук. С 1994 по 2008 год - ректор СПбГУ. Сейчас президент этого университета. С 2013 года - президент Российской академии образования.
Почему подрастающее поколение мало читает и пишет с жуткими ошибками
ССЫЛКА на картинку: http://www.agregator.pro/pochemu-podrastayuschee-pokolenie-malo-chitaet-i-p.2648015.html
Дата: 14.09.2014

- Людмила Алексеевна, дела-то с русским языком совсем плохи. Ко мне на практику приходят студенты журфака, которые пишут с кучей ошибок, язык у них скудный. Что делать-то? 

- Известно, что делать. Только для этого средства нужны большие и воля.

Сейчас распереживались: боже мой, минимальный порог ЕГЭ по русскому языку снизили с 36 до 24 баллов! Да раньше больше жульничали, а на самом деле было так же - у многих выпускников знание родного языка на очень слабую троечку.

У нас недостаточного хороших учителей русского языка. У нас нет учебника, который должен показывать структуру языка и делать это увлекательно. Чтобы дети, держа его, не говорили то, что я иногда слышу: «Господи, как я это ненавижу!»

Петербург - культурная столица, более 700 школ. Но максимум 10 - 15 из них создали обстановку, когда дети с радостью идут на занятия. 

- Так проблема в нехватке денег? 

- Не только. Недавно был совет по русскому языку при правительстве. Шла речь о том, как мы продвигаем его за пределы нашей Родины. Но одна я говорила о том, что в первую очередь нужно подумать о состоянии русского языка внутри России. В Польше конкурс на русское отделение филфака Варшавского университета самый большой. А у нас? Если приходят из педагогических вузов в школы преподаватели русского языка и литературы, то половина через год уходит. Английского, французского и немецкого - нет. К ним другое отношение - они иностранный преподают. А что такое русский? Вроде я им владею и все, я могу и учить…

- Так что делать?

- С моей точки зрения, педвузы должны стать частью классических университетов. Мы сейчас принимаем туда тех, кто никуда больше не может попасть. Ребята в большинстве своем не любят детей и не хотят связать свою жизнь со школой. 

Нужно давать фундаментальное образование этим студентам, а не только педагогику и психологию, которая тоже читается в педвузах не лучшими преподавателями и не в том объеме, в котором нужно. Им нужны глубокие знания, которые дает университет. А потом заинтересовывать идти работать в школу.

- Вы сейчас говорите как эксперт со стороны. Но вы же президент академии образования… Вам и карты в руки.

- К сожалению, мы в РАО пока решаем только одно - как выстроить дальше нашу жизнь. Идет реорганизация академий, и нашей в частности. Нужно открывать междисциплинарные центры. Например, у нас никогда не было Центра русского языка.

- Теперь будет?

- Да. Он уже утвержден, штатное расписание разрабатывается.

- Вам не кажется, что, пока время тратится на возню с оргвопросами, ситуация ухудшается?

- Вы же понимаете, что за год изменить ситуацию невозможно. Минимум четыре года должно пройти, чтобы стало улучшаться положение. При условии, что мы существенно изменим принципы отбора будущих учителей, систему их подготовки. И серьезно займемся повышением квалификации тех, кто сегодня работает.

У меня две дочери, между ними разница в 12 лет - поэтому я могла наблюдать, как учили старшую и как учили младшую. С каждым годом было все хуже и хуже. Когда моя младшая дочь пошла в прекрасную питерскую школу, учительница говорила «иди к дОске», ее ребята поправляли, а она отвечала - молчи, дура, я лучше знаю! 

Когда училась старшая, этого не было. И этого не могло быть, когда училась я! А я училась и в 239-й школе в Петербурге, и во Львове. Когда во время сталинских репрессий моего отца арестовали, меня туда в колонию отправили, а замначальника колонии добилась разрешения, чтобы я посещала городскую школу. Там были прекрасные учителя, они готовились к каждому уроку, как к празднику.

- Что же произошло?

- Сейчас во многом винят низкие зарплаты. И правильно: нужно поднимать их, и в первую очередь базовую часть. Но дело не только в этом. В Москве учителям хорошо платят, есть конкурс на место преподавателя. Но когда я встретилась со столичными учителями, услышала много такого, чего даже не могла предположить!

- Например?

- С того момента, когда сочинение убрали из школы, я боролась за то, чтобы его вернули. Вроде бы учителя должны радоваться: у них будет возможность понять, что думает ребенок, как он излагает свои мысли, каким образом строит повествование. А они мне сказали: да вы что, мы с ужасом этого ждем, это другой вид работы, мы привыкли работать на ЕГЭ!

- Но при таком отношении у учителей к сочинению вряд ли будет польза от его возвращения...

- Дело не в самом сочинении, а в том, ради чего учителя учат. И сегодня среди заданий ЕГЭ есть эссе. Но нет к нему жестких требований - дети написали пять строчек как могут, и вроде задание выполнено. В школах, мне кажется, последние 5 - 7 лет не учат мыслить, не учат наизусть запоминать. Вы можете представить, что в школах Петербурга вместо чтения в четвертом классе уроки физкультуры проводили!

А если будет сочинение, учителям придется учить ребят излагать свои мысли, грамотно писать.

Почему отменили сочинение? Появились сборники - «Триста лучших сочинений». И оттуда все списывали. Но теперь есть программа «Антиплагиат». А потом, можно же давать такие темы, которые не спишешь. Например, «Мои мысли о прекрасном»…

- А потом попадается учительница-грымза, которая говорит: ты неправильно мысли о прекрасном понимаешь… и ставит двойку.

- Это сколько угодно, конечно. Потому что она сама не знает, что такое прекрасное. Поэтому и идея, чтобы сочинение проверяли несколько учителей, и само оно в отсканированном виде хранилось в общедоступной базе. Будут сомнения по оценке - можно поднять работу и посмотреть.

- Людмила Алексеевна, еще одно нововведение - единый учебник по литературе...

- Я против этой идеи! Даже в советское время был не один учебник, можно было из двух-трех выбрать. Но самое главное, хорошие преподаватели по учебнику не учили! У меня в старших классах были тетрадки, в которые я записывала то, что рассказывал учитель. Например, о том, как Александр III Достоевского пригласил с женой на беседу. И как он был первым, кто уходил к императору спиной, а прежде все пятились задом… Из такого личного отношения к писателям и рождается интерес, а потом любовь к литературе.

Наша академия проводит экспертизу учебников. В этом году около сотни забраковали. Чтобы появились новые интересные книги, мы хотим объявить свой конкурс. В начале осени будут понятны критерии. А в следующем году подведем итоги.

- Один хороший учитель как-то по поводу спора о количестве учебников заметил: мне все равно, сколько их будет, главная проблема не в учебнике, а в том, что дети не читают.

- Это правильно. Если вы будете читать ребенку с рождения, он вырастет и будет читать сам. Но у нас, по статистике, только две сотых всех родителей читают!


- Но мы же не можем издать указ - читайте детям!

- Наш президент - удивительный творческий человек. И не только потому, что он выпускник Петербургского университета. Он всю жизнь и сам учится. Уезжая из Петербурга, он не знал английского языка вообще. Теперь он его прекрасно знает. Покажите мне другого такого президента, который бы каждый день час занимался языком! Он обратился к нам - составьте список из ста книг, чтобы ребенок знал, какая интересная литература не вошли в школьную программу. Мы это сделали. Список вывешен. Но вот вопрос: как сделать, чтобы захотелось прочитать хотя бы те книги, которые президент рекомендует?.. Начинать, наверное, все-таки нужно с того, чтобы в школе и семье прививать любовь к родному языку, к тому что читать - полезно и престижно.



Комментариев нет:

Отправить комментарий